Адаптация ребенка к посещению детского сада
Адаптация -
это приспособление или привыкание организма к новой обстановке. Для
ребенка детский садик, несомненно, является еще неизвестным
пространством, с новым окружением и отношениями. Этот процесс
требует больших затрат психической энергии и часто проходит с напряжением, а то
и перенапряжением психических и физических сил организма.
Детям любого возраста очень непросто начинать
посещать детский сад. Каждый из них проходит период адаптации к детскому
саду. Вся жизнь ребёнка кардинальным образом меняется. В привычную,
сложившуюся жизнь в семье буквально врываются изменения: чёткий режим
дня, отсутствие родных и близких, постоянное присутствие сверстников,
необходимость слушаться и подчиняться незнакомым взрослым, резко уменьшается
количество персонального внимания.
Многие особенности поведения ребенка в период
адаптации к детскому саду пугают родителей настолько, что они задумываются: а
сможет ли ребенок вообще адаптироваться? С уверенностью можно сказать: те
особенности поведения, которые очень беспокоят родителей, в основном являются
типичными для всех детей, находящихся в процессе адаптации к детскому
саду. Адаптация обычно протекает сложно с массой негативных сдвигов в
детском организме. Эти сдвиги происходят на всех уровнях, во всех
системах. В новой обстановке малыш постоянно находится в сильном
нервно-психическом напряжении, стрессе, который не прекращается ни на минуту
особенно в первые дни. Вот распространенные изменения, которые отмечаются у
ребенка в период адаптации к детскому саду.
- Эмоции ребенка.
В первые дни пребывания в саду практически у каждого
ребёнка сильно выражены отрицательные эмоции: от хныканья, до
постоянного приступообразного плача. Особенно яркими являются проявления страха
(малыш боится неизвестной обстановки и встречи с незнакомыми
детьми, боится новых воспитателей, а главное, того, что вы забудете
о нем, уйдя из сада на работу). Малыш боится, что вы предали его, что не
придете за ним вечером, чтобы забрать домой. На фоне стресса у ребенка
вспыхивает гнев, который прорывается наружу. В период адаптации он раним
настолько, что поводом для агрессии служит всё. Нередко случается и наоборот,
когда можно наблюдать депрессивные реакции и "заторможенность"
детей, как будто эмоций нет вообще.
- Контакты со сверстниками и воспитателем.
В первые дни общительные, оптимистичные дети
становятся напряженными, замкнутыми, беспокойными, малообщительными. Нужно
помнить, что малыши 2-3 лет играют не вместе, а рядом друг с другом. У них еще
не развита сюжетная игра, в которую включались бы несколько детей. Поэтому не
стоит расстраиваться, если ваш ребенок пока не взаимодействует с другими
малышами. О том, что адаптация идет успешно, можно судить по тому, что ребенок
все охотнее взаимодействует с воспитателем в группе, откликается на его
просьбы, следует режимным моментам.
- Познавательная активность.
Первое время познавательная активность бывает снижена
или даже вовсе отсутствовать на фоне стрессовых реакций. Иногда ребенок не
интересуется даже игрушками. Не решается играть. Многим детям требуется
посидеть в сторонке, чтобы сориентироваться в окружающей обстановке. В процессе
успешной адаптации малыш постепенно начинает осваивать пространство группы,
ребенок станет задавать вопросы познавательного плана воспитателю.
- Особенности речи.
У некоторых детей словарный запас скудеет или
появляются "облегченные" слова и предложения. Не волнуйтесь! Речь
восстановится и обогатится, когда адаптация будет завершена.
- Навыки.
Под влиянием новых внешних воздействий в первые дни
адаптации к детскому саду ребёнок может на короткое время забыть навыки
самообслуживания (умение пользоваться ложкой, носовым платком, горшком и т.д.).
Успешность адаптации определяется тем, что ребенок не только "вспоминает"
забытое, но вы, с удивлением и радостью, отмечаете новые достижения, которым он
научился в саду.
- Сон.
Когда вы начинаете оставлять ребенка на дневной сон,
то, возможно, первое время он будет плохо засыпать. Чтобы адаптация к дневному
сну прошла более успешно, постарайтесь забрать ребенка сразу после сна.
- Аппетит.
В первое время у ребенка бывает пониженный аппетит.
Это связано с непривычной пищей (непривычен и вид, и вкус), а также со
стрессовыми реакциями — малышу просто не хочется есть. Хорошим признаком
считается восстановление аппетита. Пусть малыш съедает не все, что есть на
тарелке, но он начинает кушать.
- Здоровье
Стресс приводит к тому, что ребёнок слабеет, снижается
сопротивляемость организма инфекциям и он может заболеть в первый месяц (а то и
раньше) посещения садика. Часто случается так, что причина постоянных простуд и
хронических ОРЗ вовсе не медицинская, а психологическая.
Конечно, многие мамы ждут, что негативные моменты
поведения и реагирования малыша уйдут в первые же дни. И расстраиваются или
даже сердятся, когда этого не происходит. Обычно адаптация проходит за 3-4
недели, но случается, что она растягивается на 3-4 месяца. Стоит только
подождать.
Комментариев нет:
Отправить комментарий