Консультация для родителей: «Что нужно
знать родителям о психологической и интеллектуальной готовности ребенка к
школе!»
Школа - это новая ступенька в жизни вашего ребенка и всей вашей
семьи. И ребёнок, и вы приобретаете новый статус. Ребенок отныне УЧЕНИК, а вы –
РОДИТЕЛИ ШКОЛЬНИКА.
Готовы
ли вы к этим переменам? Хорошо ли представляете себе, что значить – подготовить
ребенка к новому этапу его жизни – к школе? Знаете ли вы, что такое школьная
готовность?
Ведь
зачастую мы принимаем за подготовку к школе обучение письму, чтению, счету. И
совершенно не задумываемся о том, что готовность к школьному обучению – это
совершенно другое. Это комплексное развитие интеллектуального, эмоционального,
физического и личностного потенциала маленького человечка! Мало выучить буквы и
цифры, недостаточно научиться держать в руках карандаш и кисточку. Необходимо
постоянно стимулировать познавательный интерес и развивать способность к
обучению (способность к восприятию, усвоению, запоминанию, накоплению
полученных знаний и опыта). Очень важно научить ребенка работать, прилагая
волевые усилия, преодолевать трудности, сотрудничать со взрослыми и со своими
сверстниками.
Какие
же составляющие входят в набор «школьной готовности»? Прежде всего, это
личностная (мотивационная, эмоциональная) готовность, волевая готовность,
интеллектуальная готовность, и, конечно же «фундамент» - физическое развитие и
здоровье!
Личностная
готовность заключается в формировании внутренней позиции школьника. Чтобы
ребенок успешно учился он, прежде всего, должен стремится к новой школьной
жизни, к «серьезным» занятиям, «ответственным» поручениям. На появление такого
желания влияет отношение близких взрослых к учению, как к важной содержательной
деятельности, гораздо более значимой чем игра дошкольника. Влияет и отношение
других детей, сама возможность подняться на новую возрастную ступень в глазах
младших и сравняться в положении со старшими. Личностная готовность к школе
включает также определенное отношение к себе. Продуктивная учебная деятельность
предполагает адекватное отношение ребенка к своим способностям, результатам
работы, поведению.
Мотивационная
готовность – внутренняя мотивация – когда ребенок хочет идти в школу, потому,
что там интересно и он хочет много знать, а не потому что у него будет новый
ранец или родители пообещали купить велосипед. Это, и способность ученика
успешно взаимодействовать и со сверстниками, выполняя совместные учебные
действия, и со взрослыми, воспринимая педагога как непререкаемый авторитет,
образец для подражания.
Эмоциональная
готовность к школе тесно связана с готовностью личной, и предполагает
сформированность у ребенка эмоциональных свойств личности, т. е. он умеет
отличать хорошее от плохого, умеет сочувствовать, сопереживать, понимать
чувства других людей. Умеет принимать не только победы, но и свои поражения.
Волевая
готовность к школе будущего первоклассника требует серьезного внимания. Ведь
его ждет напряженный труд, от него потребуется умение делать не только то, что
ему хочется, но и то, что от него потребуют учитель, школьный режим, программа.
К шести годам происходит оформление основных элементов волевого действия:
ребенок способен поставить цель, принять решение, наметить план действия,
исполнить его, проявить определенное усилие в случае преодоления препятствия,
оценить результат своего действия.
Интеллектуальная
(познавательная) готовность к школе – это определенный уровень познавательного
развития ребенка, его умственная активность. Достаточная зрелость
познавательных психических процессов – ощущения, восприятия, внимания и
мышления, памяти и воображения. Умение ориентироваться в окружающем, кругозор,
развитие речи, образных представлений. Владение средствами познавательной
деятельности, способность осуществлять основные мыслительные операции.
Способность понять общие закономерности, которые лежат в основе научных знаний.
Что
ребенок должен уметь:
ребенок
должен обладать достаточным и качественным объемом знаний (знать свои ФИО,
возраст, домашний адрес, страну в которой живет, ФИО и профессию своих
родителей, разбираться во временах года, свободно ориентироваться в
пространстве и т. д.)
ребенок
должен уметь сравнивать, обобщать, классифицировать, выделять существенные
признаки предметов, явлений, делать выводы.
ребенок
должен уметь принять учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель
деятельности, слышать и слушать, организовывать рабочее место, выполнять
инструкцию, данную всему классу, осуществлять самоконтроль и самооценку.
ребенок
должен обладать грамотной речью, иметь широкий кругозор и образные представления,
хорошо ориентироваться в окружающем мире.
Комментариев нет:
Отправить комментарий